clervo (clervo) wrote,
clervo
clervo

Categories:

Стереофотографии старой Москвы

Среди визуальных источников по истории архитектуры и градостроительства особое место занимают стереоснимки. Конечно, обычных плоскостных изображений - рисунков, чертежей, фотографий, кино- и видеозаписей - несравнимо, несоизмеримо больше, и информацию они предоставляют более разнообразную и, если использовать язык современных мобильных технологий, более обширную по "зоне покрытия". Но только стереофото содержит в себе удивительную составляющую, которая называется эффектом присутствия. Благодаря объемному видению, дополненному развитой фантазией и готовностью поиграть в иллюзорность, перед смотрящим поднимаются во всей своей рельефности стены давно исчезнувших либо до неузнаваемости перестроенных зданий и приобретают фактуру старинные мостовые, вывески, скульптуры, фонари. Кажется, что проезжающие по улице коляски, пролетки, автомобили замерли не навсегда, а только на миг, и вот уже, смотрите, двинулись дальше. И люди, запечатленные на снимках, как будто еще не лишены временем голоса и плоти, а здесь и сейчас продолжают беседовать друг с другом, торговаться, улыбаться, хмуриться, сосредоточенно спешить по своим делам, стуча каблуками или тростью по брусчатке. Такие эмоциональные подарки преподносят зрителям только штучные художественные или репортерские фотографии больших мастеров - и стереокарточки, бывшие некогда массово выпускавшейся сувенирной продукцией.

Естественно, столицы и достопримечательности снимали (и снимают) чаще и больше, нежели провинцию и бытовые подробности каждодневной жизни города. Казалось бы, Москве должно было повезти: второй по значимости город империи, и памятников, выглядящих экзотичными в глазах туристов, в ней предостаточно. Но нет, увы. Статистические данные библиотек и архивохранилищ, оцифровавших и выложивших в сеть своих коллекции изображений, однозначно свидетельствуют о том, что Москва в частности и Россия в целом представлены на фотоснимках конца XIX - начала XX века крайне скупо. Китай, Индия, Турция, Палестина, Япония, Египет, не говоря уже о городах Европы и Северной Америки, намного опережают Россию по количеству сохранившихся стереографических материалов. И тем ценнее те крохи, что находятся в открытом доступе на сайтах Библиотеки Конгресса США, Публичной библиотеки Бостона, музея Гетти и мельбурнских музеев Виктория, которые и представлены в этом посте.

Как обычно, все фотографии кликабельны и снабжены ссылками на оригинал.

P.S. В самом конце подборки своеобразная вишенка 1934 года издания на дореволюционном в своей основной массе стереофототорте :)

Вид на Кремль от Большого Каменного моста (1870-1880-е гг.)

Оригинал


Вид на Большой Каменный мост и Кремль с храма Христа Спасителя (1897-1898 гг.)



Оригинал

Вид на Кремль (не позднее 1901 г.)

Оригинал

Вид с Успенской звонницы Кремля на северо-запад (не позднее 1897 г.)

Оригинал

Успенский собор Кремля (не позднее 1905 г.)

Оригинал

Ивановская площадь Кремля (1870-1880-е гг.)

Оригинал

Ивановская площадь Кремля (1897-1898 гг.)



Оригинал

Царь-колокол (не позднее 1898 г.)

Оригинал

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (не позднее 1888 г.)

Оригинал

Собор Василия Блаженного (1870-1880-е гг.)

Оригинал

Улица Ильинка. Вид на церковь Николая Чудотворца Большой Крест (не позднее 1902 г.)

Оригинал

Толкучка на Новой площади (не позднее 1919 г.)

Оригинал

Толкучка у Большого Устьинского моста (не позднее 1902 г.)

Оригинал

Моховая улица. Вид на Румянцевский музей, церковь Николы Стрелецкого и храм Христа Спасителя (не позднее 1901 г.)

Оригинал

Крестный ход на Волхонке возле Первой Московской гимназии (1890-1900 гг.)

Оригинал

Триумфальная арка у Тверской заставы (не позднее 1898 г.)

Оригинал

Триумфальная арка у Тверской заставы (не позднее 1902 г.)

Оригинал

Сухаревский рынок (не позднее 1898 г.)

Оригинал

Красные ворота (1860-е гг.)

Оригинал

Особняк Н.В. Игумнова на Якиманке (не позднее 1902 г.)

Оригинал

Частные дома на Воробьевых горах (не позднее 1903 г.)

Оригинал

Клуб имени Русакова Союза Коммунальников (1934 г.)



Оригинал
Tags: Архитектура, История, Москва, Старые фотографии
Subscribe

  • Об одиночестве

    Одиночество. Комфорт. Осознаваемое и принимаемое легкое горькое послевкусие самостоятельных решений. Свобода фантазии - в образах, движениях,…

  • Анимированный Исход

    Прекрасная Нина Пэлей (Nina Paley), чьей остроумной рисованной историей Палестины я восхитилась пять лет назад, уже несколько лет работает над…

  • "Мавка"

    Что я знаю о современной украинской анимации? Ничего. Слышала ли я, что современная украинская анимация вообще существует? Нет, не слышала. Верю ли я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments